Правоведы неоднократно задавались вопросом: может ли законодательство быть настолько идеальным, что позволит применять его без каких-либо проблем, и каждый раз давали на него отрицательный ответ.
Дело в том, что законодательство регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием различного рода факторов: экономических, политических, в том числе и технического прогресса. Однако это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы
В полной мере это относится и к Беларуси. Примером тому республиканский закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Он предполагает возможность возникновения несоответствия общественных отношений положениям регулирующих их нормативных правовых актов. В связи с изменениями таких общественных отношений в статье 1 документа приведены основные термины, применяемые в нормотворческой деятельности. Среди них:
• аналогия закона — применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;
• аналогия права — применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;
• коллизия нормативных правовых актов — противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
• пробелы в законодательстве — отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.
В статье 72 говорится об устранении и преодолении пробелов. Из нее следует, что «при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы». Далее уточняется, что «до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права».
Отмечу, что при привлечении к ответственности, ограничении прав и установлении обязанностей применение указанных институтов запрещается. В большинстве своем применение данного закона позволяет разрешать возникшие проблемные вопросы в связи с несовершенством какого-либо нормативного правового акта. В качестве примера возможности проблемных вопросов при применении норм законодательства РБ рассмотрим регулирование таможенных правоотношений, связанных с завершением таможенных процедур.
Схема регулирования таможенных отношений, возникающих при ввозе иностранных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выглядит следующим образом: данные товары в обязательном порядке подлежат таможенному декларированию, помещению под таможенную процедуру (за исключением товаров для личного пользования), а их использование на такой территории либо распоряжение ими возможно лишь в рамках заявленных таможенных процедур.
В настоящее время таможенные правоотношения в Республике Беларусь регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Законом РБ «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (Закон о ТР), решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и иными нормативными правовыми актами нашей республики в таможенной сфере.
Следует отметить, что некоторые таможенные процедуры ограничены по времени их действия. Например, предельный срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) составляет 2 года. Все таможенные процедуры, имеющие срок действия, подлежат завершению в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 281 ТК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров: под таможенную процедуру реэкспорта; под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В Законе о ТР вопрос завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) регламентирован более детально. Так, статьей 222 установлено, что действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается:
1) по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза товаров;
2) до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза товаров, причем в трех случаях:
— при помещении товаров под таможенные процедуры реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства;
— при возобновлении таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
— при признании товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), не находящимися под таможенным контролем в соответствии с пунктом 3 статьи 96 ТК ТС.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что статья 185 ТК ТС «Сроки подачи таможенной декларации» не регламентирует случаи таможенного декларирования товаров с целью завершения ранее заявленной таможенной процедуры. Исходя из общего контекста статей 185 и 281 ТК ТС, статьи 222 Закона о ТР, таможенная декларация на временно ввезенные товары с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) должна быть подана до истечения срока временного ввоза товаров. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Союза, определен статьей 5 ТК ТС.
Согласно пункту 7 статьи 5 ТК ТС, если срок установлен для совершения какого-либо действия, то оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня данного срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда по установленным правилам в данной организации прекращаются соответствующие операции.
Кажется, все предельно просто и понятно и никаких проблем здесь возникать не должно. Однако такая простота и ясность мгновенно исчезают, когда мы обращаемся к статье 283 ТК ТС, регулирующей вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срока их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), или к статье 196 ТК ТС, регулирующей вопрос сроков выпуска товаров.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 283 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и прекращается при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
В то же время, согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 283 ТК ТС, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, считается день истечения срока временного ввоза товаров, если действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не завершено в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС.
В пункте 1 статьи 281 ТК ТС зафиксировано, что «действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС». При этом действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) «может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС».
Из статьи 196 ТК ТС следует, что «выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля. Выпуск товаров (содержащих объекты интеллектуальной собственности) может быть приостановлен в соответствии со статьей 331 ТК ТС.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС».
Следовательно, определяющим в вопросе необходимости уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), является завершение данной таможенной процедуры до истечения срока временного ввоза путем помещения временно ввезенных товаров под одну из таможенных процедур, установленных статьей 222 Закона о таможенном регулировании РБ. В этом случае существенное значение при завершении таможенной процедуры имеет временной период принятия должностным лицом таможенного органа решения о выпуске товаров либо отказе в нем.
В статье 4 ТК ТС «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе» имеются понятия «выпуск товаров», «таможенная процедура», но в ней не приводятся понятия «завершение таможенной процедуры» и «помещение товаров под таможенную процедуру». Нет таких понятий и в Законе о ТР. Однако все главы в ТК ТС и указанном Законе, регулирующие конкретные таможенные процедуры, имеющие срок действия, содержат статьи, относящиеся к завершению соответствующей таможенной процедуры. Данные статьи предполагают возможность завершения действующей таможенной процедуры при помещении товаров под иные таможенные процедуры.
Напомню, что ТК ТС содержит две одноименные статьи: статью 174 «Помещение товаров под таможенную процедуру» и статью 204 «Помещение под таможенную процедуру», которые при этом имеют различное содержание.
В статье 174 указано, что «помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой». В статье 204 уточняется, что «днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом».
Исходя из положений статьи 174 ТК ТС, помещение товаров под таможенную процедуру представляет собой процесс осуществления таможенных операций как декларантом (подача таможенной декларации и документов), так и должностным лицом таможенного органа (регистрация поданной таможенной декларации либо отказ в регистрации, выпуск товаров либо отказ в выпуске), имеющий начальную и конечную точку отсчета.
Пунктом 1 статьи 173 ТК ТС «Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру» установлено, что таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств — членов Союза, и их национальным законодательством.
Таким образом, завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС возможно лишь посредством реализации статьи 174 ТК ТС. Если процесс по завершению таможенной процедуры временного ввоза (то есть подача таможенной декларации таможенному органу) был начат до истечения срока временного ввоза товаров (в том числе и в последний день срока), то время завершения выпуска товаров должностным лицом таможенного органа не может служить основанием для игнорирования статьи 174 ТК ТС и вменения декларанту в вину действий по незавершению таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения срока временного ввоза товаров по причине принятия должностным лицом таможенного органа решения о выпуске товаров после истечения такого срока.
Напомню, что ТК ТС установлено время завершения выпуска товаров должностным лицом таможенного органа. Процедура должна быть завершена не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации; не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации, либо с использованием приостановления выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Относительно статьи 204 ТК ТС, определяющей, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом, следует пояснить, что ее правовое значение направлено на определение даты, с которой допускается возможность использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Возможно, кто-то из специалистов в сфере таможенного дела не согласится с изложенным в данной статье мнением, но вряд ли кто-нибудь будет отрицать тот факт, что относительно вопроса завершения таможенной процедуры в действующем ТК ТС отсутствует четкая правовая регламентация. Однако законодательство Республики Беларусь и в этом случае дает возможность разрешения возникшей проблемы.
Так, в соответствии с директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.