Новости

/
Новости

Таможня и предприниматели в поисках издержек

Накануне в Филях состоялась встреча представителей четырех бизнес-ассоциаций – РСПП, ТПП, «Опоры России», «Деловой России», Общественного совета при ФТС и высокопоставленных таможенников, в том числе первого замглавы ФТС Руслана Давыдова.

На повестке − разработка показателей, характеризующих издержки бизнеса, возникающих в результате проведения таможенными органами контрольно-надзорных мероприятий. 


К единству мнений прийти не удалось: слишком много частных откликов получил и Общественный совет, и бизнес-объединения. Участники мероприятия рассказывают, что ФТС выразила готовность изучить мировую практику наличия или отсутствия компенсации ущерба/убытков бизнеса, возникших по причине очевидно излишнего контроля и нарушения степени минимальной необходимости достаточности контрольных мероприятий.

«Самое главное, что таможня идет на открытый диалог, нас это радует. Таможня откликнулась на уровне Давыдова – первого зама, были начальники всех управлений, − рассказывает ПРОВЭД глава Общественного совета при ФТС Леонид Лозбенко. − Очень долгое совещание было. Более или менее какие-то направления движения мы выработали вчера. Важно уточнить понятийный аппарат – что такое издержки, какие есть виды издержек, кто и где что несет.

Пока очень много разношерстных представлений. Сложно дать какой-то комментарий, пока четыре бизнес-объединения не изложили свои критерии оценки. Таможня представила свое видение, бизнес представил свое. У нас есть расхождения в трактовке понятий. 27 ноября мы проведем по этому вопросу заседание четырех объединений, на котором будут разработаны критерии подхода, и главное будет понятно, что такое издержки в принципе».

«Нельзя говорить о частных, конкретных издержках, − продолжает председатель совета. − По мнению таможни, и мы в принципе с этим согласны, издержки могут возникать тогда, когда два хозяйствующих субъекта между собой устанавливают отношения. Например, когда участник ВЭД взаимодействует с портом и происходят портовые и другие операции – это издержки. А остальное – это контрольные мероприятия. Это совершенно другое дело».

«Мое выступление о главных издержках бизнеса − в непредсказуемости контроля, несмотря на категорирование и иные позитивные шаги. Принцип «лучше безобразно, зато единообразно». Следует исключить недобросовестную конкуренцию на местах, сформированную отсутствием равноудаленности таможенников от участников ВЭД и околотаможенного бизнеса. Должны быть установлены нормативы контроля для категорий участников ВЭД, которые не должны системно нарушаться в пользу тех или иных субъектов аналогичного уровня риска», − рассказала в Facebook Марина Лякишева, эксперт по таможенным вопросам.  

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло предложил провести инвентаризацию всех видов издержек в процессе таможенного контроля, составить все виды и типы издержек, а также зафиксировать их размер. Кроме того, была озвучена идея ввести индекс эффективности контрольных мероприятий.

«Сейчас мы постараемся отработать общий алгоритм подхода. Впрямую нельзя всё забрать, переложить, чтобы бизнес не нёс этих издержек. Под началом Общественного совета мы сведем единую таблицу, алгоритм, − продолжает Леонид Лозбенко. − Сейчас люди пишут абсолютно обо всем, что даже не очень сообразуется с понятийным аппаратом, включая таможенно-тарифное регулирование.  Каждый предприниматель просто делится, что у него есть издержки на то, на это, но это конкретно его издержки. И как привязать эти случаи к тому, где контрольная деятельность, а где отношения хозяйствующих субъектов – вот этот алгоритм мы сейчас и отработаем.

Таможня говорит: «Издержки − это когда вы с хозяйствующими субъектами взаимодействуете, портовые дела, докерские.  А таможня – это контрольные процедуры». Нам нужно придумать, каким образом эти контрольные процедуры – досмотр, осмотр и другие – как эти вещи могут сопрягаться и что здесь можно улучшить. Это вопрос таможенного администрирования».

На уточняющий вопрос ПРОВЭД о том, считается ли издержкой, например, выставление контейнера в порту на досмотр – решение принимает таможенный орган, но счет выставляет стивидор – председатель Общественного совета ответил:  

«Нельзя так говорить об издержке. Никто и никогда не может освободить от контроля. Контроль – это функция таможенного органа, её вообще нельзя ставить под сомнение. Это во всех странах мира одно и то же. Главный вопрос в том, как положить контрольную деятельность  на определенный алгоритм. Сейчас мы ищем золотую середину. И таможня не возражает, что будет на это смотреть, какие-то целевые показатели ставить. Сначала бизнес должен дать собственные предложения, и не огульные – делайте то, не делайте это, это для меня дорого. Большая, сложная, непростая работа. Но этапы определены.

Вместо с 4 объединениями 27 ноября обсудим алгоритм подходов. А в дальнейшем с нашими таблицами придем вновь встретиться  с таможней, когда отработаем свою часть».

Для упорядочивания информации об издержках бизнеса в процессе таможенного контроля участниками совещания подготовлена опросная форма  https://goo.gl/forms/0cBBtnNtSO87c40w1

Источник.

Календарь мероприятий
Присоединяйтесь