Внезапно декларантам вылезло боком решение Евразийской экономической комиссии №138 о транзите товаров в разобранном виде, принятое под новый Таможенный кодекс. Оно было призвано упростить процесс перемещения грузов через границу Евразийского экономического союза, но национальные таможни стран-членов по-своему интерпретировали нормативно-правовой акт.
«Решением закрепляются возможность декларирования компонентов товаров, перемещаемых в несобранном, разобранном, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, путем подачи нескольких транзитных деклараций, в которых будет заявлен классификационный код готового изделия, указанный в соответствующем решении о классификации а также подходы к определению обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.
Также решением предусмотрено, что при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов разобранного товара, если их таможенное декларирование осуществляется в течение срока действия соответствующего решения о классификации, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные в отношении готового изделия», − говорится в пояснении к решению.
На деле же выходит вот что:
«Перед новым годом ЕЭК опубликовала решение № 138. Данный документ вступал в действие через месяц после опубликования. Бизнес ощутил фактическое применение данного Решения с 15.01.18, − рассказывает Андрей Кириенков, генеральный директор ООО «Кастомс Рус». − При оформлении таможенного транзита грузов в не собранном и разобранном виде, следующих в двух и более транспортных средствах и по одному инвойсу, таможенными органами Республики Беларусь, а с 18.01 таможенными органами РФ запрашиваются предварительные классификационные решения на ввозимые товары либо документы с разбивкой по ассортименту, весу, стоимости и коду товара находящихся в конкретном транспортном средстве.
В случае отсутствия данных документов, таможенные органы не оформляют транзитные документы и соответственно не пропускают автомашину на территорию ТС. В результате данных действий нарушается целостность поставки, что может привести к сложностям таможенного оформления во внутреннем таможенном органе (в зависимости от региона). Так как у декларанта будут расхождения со сведениями, указанными при декларировании таможенной декларации (ТД), декларации транзита (ДТ), предварительным информированием на границе, отгрузочными документами отправителя (экспортная, инвойс и другое) и возможного запрета какой-либо части груза по перемещению по транзиту, а также необходимостью предоставления дополнительных разрешительных документов (СГР, лицензии и так далее) при осуществлении транзита. Данные действия приводят к задержке оформления, доставки и ввода в эксплуатацию промышленных объектов. И как часто это происходит в последнее время, к финансовым затратам бизнеса».
«Решение 138 Евразийской экономической комиссии при оформлении транзитной поставки сейчас дает два случая. Либо это комплектующие оборудования, которые поставляются разными товарными партиями при последующей одновременной подаче декларации, либо по решению о классификации компонентов оборудования (так называемая «разбитая поставка)», − рассказала Марина Лякишева, советник по таможенным вопросам ООО «СВ Трансэкспо», в рамках вебинара, организованного Корпоративным онлайн университетом.
«И в том и другом случае пограничные таможенные органы внезапно стали требовать при помещении под транзит классификационное решение. Тогда расчет обеспечения осуществляется исходя из указанного в классрешении кода товара, на оборудование в сборе. Если же классрешение отсутствует, расчет осуществляется по максимальным ставкам и стоимости комплектующих частей. То есть при заявлении всех сведений о каждой части, которых, конечно, ни у кого нет и которые к заявлению при транзите ранее не требовались! И берется обеспечение по каждой части в общем порядке. То есть нельзя ввезти оборудование, если нет какого-то вида из классрешений. Первые случаи такого «нового подхода» появились после Нового года и стали озвучиваться импортерами в социальных сетях. Ситуация удивительная и не способствующая упрощению и ускорению при транзите оборудования», − заключила эксперт.
Проблему обсуждают и на профильном форуме, отмечая, что такая свистопляска будет твориться до выхода разъяснений и писем «сверху». В целом и по другим ситуациям, как рассказывают участники ВЭД с мест, инспектора разводят руками: «Ждите лета, к лету будет готова нормативная база».