Таможенные процедуры устарели и соответствуют бумажным технологиям XX в., говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР).
Пересекая границу, компаниям приходится представлять одну и ту же информацию разным контролерам, а иногда в бумажном виде. Сами же товары выпускаются лишь после проверки документов, итоги которой часто зависят от конкретных таможенников. А для них главное, собрать как можно больше денег в казну, – это неправильная мотивация, пишут эксперты ЦСР и предлагают реформу контроля.
Расходы бизнеса и государства на таможенное оформление должны быть основными критериями оценки, а также достоверность информации в декларациях. Для этого нужно осуществлять контроль до ввоза товаров и после их выпуска и переходить к информационному контролю, предлагают эксперты ЦСР: отслеживать движение товаров и сделки с ними с момента ввоза и до конечного потребления.
Импортер должен предварительно задекларировать товар (сейчас это делается добровольно), чтобы таможенники проверили его еще до прибытия на границу, пишут авторы доклада. Дополнительная проверка может проводиться, например, если в цепочке поставок появился новый импортер или перевозчик либо товары относятся к группе с высоким риском нарушений. Вместе с таможенниками на границе проводить проверку должны сразу все контролеры (санитары, ветеринары и др.). Нужно улучшать работу контролирующих органов на границе, говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина: например, судовладельцы бегают между пограничниками, таможенниками, ветеринарными и санитарными службами.
Предлагают эксперты ЦСР изменить и механизм финансовых гарантий таможенных платежей, которые предоставляют компании. Их размер должен рассчитываться заранее исходя из анализа рисков уклонения от платежей. Должна быть возможность предоставить генеральную гарантию сразу на определенный период, а не на каждую поставку, говорится в докладе. Размер гарантии рассчитывается заранее, на основе заключенных импортером контрактов или планов закупок иностранных товаров на квартал и предварительного расчета таможенных платежей. Для компаний, которые часто занимаются импортом, для финансово устойчивого, крупного бизнеса можно использовать понижающие коэффициенты при расчете гарантий, предлагают эксперты ЦСР.
Власти вернутся к обсуждению объединения таможни и налоговой службы
Финансовые гарантии могли бы решить проблему, но для этого они должны стать дешевле, особенно для малого и среднего бизнеса, сказал федеральный чиновник. Сейчас, как правило, банковская гарантия для малого и среднего бизнеса стоит 3–6% годовых (в зависимости от финансового состояния компании, вида гарантии и типа конкурса), но не меньше 15 000 руб. при бумажном оформлении, говорит предправления СДМ-банка Максим Солнцев.
Контролировать расчеты с бюджетом может не таможня, а налоговики и уже после выпуска товаров, говорится в докладе. Это приведет к тому, что компании будут платить существенно позже, предупреждает чиновник. Ранее о возможности объединения Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы (ФТС) сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но в среду он признал, что более оправданное решение – не сливать службы, а улучшить их координацию.
Многие предложения ЦСР уже заложены в программу развития ФТС до 2020 г., говорит представитель ФТС: например, к 2020 г. доля товаров, которые автоматически выпускаются без контроля, должна вырасти до 80%. Контроль после выпуска товаров уже частично предусмотрен для компаний, риски нарушений которых считаются низкими, признают авторы доклада. Но сейчас таких компаний мало. В 2016 г. к их числу относилось всего 3,5% экспортеров и импортеров, говорил руководитель ФТС Владимир Булавин, в 2017 г. их было чуть меньше 10%.