Новый таможенный кодекс, вступающий в силу 1 января 2018 года, совершенно точно поменяет условия на рынке внешнеэкономической деятельности.
Бизнес, как и таможня, надеется, что в лучшую сторону. Но пока он все ещё дорабатывается, пока дополняется решениями, сложно себе представить эту новую жизнь с нового года. Возможно, не для всех она станет радостной: участники ВЭД, например, предполагают, что изменения, которые происходят в российском таможенном администрировании и на уровне Евразийского экономического союза, могут лишить хлеба владельцев складов временного хранения.
Накануне ПРОВЭД сообщал о грядущих преобразованиях в Московской областной таможне, по результатам которых 9 таможенных постов в составе МОТ потеряют свои отделы таможенного контроля. Делается это под эгидой концентрации таможенного оформления в ЦЭДах, что прописано в Комплексной программе развития таможенных органов до 2020 года.
«Для таможни это ничего, для клиента − временные неудобства, а вот для владельцев СВХ это проблема, так как без отдела таможенного контроля СВХ превращается в простую площадку для платной стоянки транспортного средства. Кому-то, возможно, повезет, и ему оставят отдел с доставкой и досмотром, но это уже не та «картина маслом», что с возможностью принятия и выпуска декларации на товар», − комментирует инициативу самой МОТ Юрий Степанов, таможенный представитель, работающий с постами Псковской таможни.
По задумке высокопоставленных чиновников, ЦЭДов на всю Россию должно быть 17, и 95% декларационного массива должно приходиться именно на них.
«Если говорить о долгосрочной перспективе, скажем, в 10 лет, то здесь совершенно четко прослеживается тенденция постепенного ухода от повсеместного использования СВХ. И это из-за того, что таможенное оформление всё больше перемещается в Центры электронного декларирования и всё больше развитие получает электронное взаимодействие», − говорит Олег Казеннов, эксперт в области таможенного дела.
Кодекс ЕАЭС, создающийся потом и кровью чиновников и представителей бизнеса, предполагает, например, что предварительная информация, подаваемая в таможенные органы до прибытия груза на территорию союза, будет использоваться инспектором для юридически значимых решений. Также кодекс закрепляет принцип однократности предоставления документов, что важно – электронных, а не бумажных, как сейчас заведено практически повсеместно. При этом предварительная информация может использоваться в качестве электронного документа.
«Люди ищут иные от привычных варианты оформления. И если они приходят к тому, что ЦЭД им удобен, то они работают с ним. В чем был смысл СВХ изначально? Чтобы груз туда прибыл физически и таможенник имел возможность его досмотреть. Как мы знаем, не все грузы нуждаются в досмотре, − продолжает Олег Казеннов. − Очень многие профессии сейчас уходят в прошлое, потому что технологии и процессы совершенствуются, и необходимость в личном контакте отпадает.
Конечно, профессия таможенника никуда не денется, но вот про околотаможенный бизнес этого не скажешь. Не думаю, что государство будет пытаться как-то нормативно задавить СВХ, просто рынок расставит всё по местам. Если участнику ВЭД оформление через ЦЭД будет выгоднее и приятнее, то он будет уходить туда, а СВХ, с расположенными на их площадях отделами таможенного оформления, будут своих клиентов терять.
Чем сейчас удобен СВХ? Там есть инспектор, который непосредственно смотрит декларацию, выставляет запрос. Какие-то небольшие сложности, если налажен контакт с СВХ и инспекторами, можно решить тут же: например, по той же маркировке ЕАС, по не очень большому перевесу, когда размер пошлины зависит от веса – так называемая евроставка. Такие вопросы проще решать через СВХ.
Не могу сказать, что с выходом нового кодекса мы будем наблюдать повальный уход СВХ с рынка. Но в долгосрочной перспективе этот рынок околотаможенных услуг будет сжиматься».
«СВХ отомрут тогда, когда размножатся уполномоченные экономические операторы со своими местами хранения», − делится мнением советник генерального директора по таможенным вопросам компании Nawinia Марина Лякишева.
Институту УЭО в Кодексе отведено отдельное внимание. Так статья 435 ТК ЕАЭС устанавливает специальные упрощения для разных типов свидетельства УЭО. Например, для владельцев свидетельства второго и третьего типа предусматривается возможность временно хранить товары в собственных сооружениях, помещениях и открытых площадках.
А вот дальнейшей судьбой развития ЦЭДов советник Nawinia обеспокоена:
«В Комплексной программе развития закреплено, что до конца 2017 года в России будет работать 17 ЦЭДов. Глава ФТС Владимир Булавин анонсировал планы создать Единый центр электронного декларирования, где декларация бы передавалась случайным образом свободному инспектору. Такое спрессовывание может привести к коллапсу – в этом я солидарна со своим коллегой Юрием Ковалевым, замгендиректора ООО «Восход».
В своей экспертной статье Юрий Ковалев выражал опасения, что оформление может просто «встать»: бумажные документы нужны в 20-30% случаев, и если у каждого федерального округа будет всего по одному центру, уполномоченному обрабатывать декларации, коллапс неминуем.
«Развитие, каким его видит ФТС, − это все оформление через ЦЭДы, один ЦЭД на регион. Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России», как и Владимир Булавин, говорит об одном ЦЭДе и внутренней маршрутизации по системе. Он считает, что минимизация контактов с таможенными органами в идеале должна обеспечиваться через единую «точку входа» − через направление электронной декларации на сайт ФТС. А проверка ДТ может происходить в том таможенном органе и тем таможенником, который менее всего загружен. При этом неважно, находится он на Дальнем Востоке, в Сибири или Калининграде. Это несколько иная система глобального распределения нагрузки на сотрудников таможенной службы. Но для внедрения такой системы все вопросы, которые обозначил Юрий Ковалев, должны быть решены. А пока остается непонятным, как это будет реализовано».