В региональном главке состоялась «жаркая» встреча представителей таможни с участниками ВЭД.
Псков, 27 ноября. Семинары и собрания, на которые руководство таможни приглашает представителей бизнеса, в Псковском главке проходят с «завидной» регулярностью. В этом году это второе собрание, первое было в июле. Ни на одном из них начальника таможни Светланы Степановой не было. Между тем многие из участников ВЭД, собравшиеся в Пскове 22 ноября, хотели видеть именно ее, чтобы задать вопросы, на которые сможет ответить только она. Это и понятно, учитывая, что присутствовавшая на совещании замначальника по экономике Мария Лосева практически на каждую озвученную проблему реагировала словами: не в моей компетенции, не могу сказать, не изучала тему… А вопросы озвучивались весьма серьезные, по крайней мере для представителей бизнеса и клиентов ВЭД.
«Почему в Москве пройти таможенное оформление гораздо проще и дешевле, чем в Пскове. Почему Белоруссия дает особые условия, и импортеры потоками уходят туда», — вот только некоторые из них.
— Мне неинтересно, почему там так, я отвечаю только за работу Псковской таможни, а мы работаем в рамках закона, — констатировала Лосева.
К слову, проблемы, о которых говорят участники ВЭД, действительно, не надуманы. О серьезных трудностях таможенного оформления в регионах говорится не первый день. Пустующие терминалы, бизнес на грани разорения, сокращение рабочих мест и как следствие — серьезный удар по экономике региона в целом. Причина — завышенные по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом проходные цены, месячные досмотры, административные барьеры и банальная бюрократия.
Об этом шла речь и на всемирной неделе предпринимательства в Санкт-Петербурге. Спустя несколько дней после которой те же проблемы поднимались и в Псковской таможне.
— Мы вам две недели назад отправили инициативу о проведении круглого стола с участием представителей администрации Псковской области, общественной организации «Опора России», «Деловая Россия», Общественной палаты, руководства таможни и участников ВЭД. Понятно, что по-закону вы рассматриваете обращения по 30 дней. Но можно ведь рассмотреть раньше? Можно ответить нам? Мы в такой ситуации, что не можем ждать месяцами ответы на свои письма, — обратилась представитель одного из СВХ. — Я сегодня здесь, чтобы попросить содействия у псковской таможни не просто в разрезе наших предприятий, но и говорить о регионе в целом и об экономике региона в частности. Мы знаем, как развивались события: начиналось все с концепции приграничного таможенного оформления в 2008 году, мы окрыленные привлекли инвесторов, вложили огромные средства и построили терминалы. Так случилось, что концепция не была реализована. Потом ударили санкции — мы потеряли огромные средства, от нас ничего не зависело. Далее — Евразийский союз с особыми условиями. И на сегодняшний день еще более печальное для нас будущее. Скоро будет принята Программа развития таможенной службы 2020 года, согласно которой останется всего 16 мест таможенного оформления. Но в этих условиях мы все равно делаем работу и пытаемся выживать.
Участники ВЭД обратились к представителям псковской таможни с просьбой о содействии. Не сидеть и молча смотреть на разрушающуюся систему, а вместе выдвигать инициативы, обращаться в высшую власть, в минэкономразвития, искать выходы из ситуации, в которой бизнес может не выжить, а экономика региона понесет еще более существенные убытки.
— С введением нового таможенного кодекса ЕАС будут ли едиными проходные цены в союзных государствах, — спросил один из участников ВЭД, очевидно подразумевая особые экономические преференции Белоруссии.
— Это закрытая информация, которой мы не владеем. Пишите в комитет при ЕАС, — отрезала Лосева.
— Если говорить о Белоруссии, то почему так происходит, что их таможенные посты всего в 300 км от наших, а цены во много раз ниже? Вы же понимаете, что все наши потоки уходят туда.
— Мне не интересно, что происходит в Белоруссии, что происходит в Москве или в других регионах. Я отвечаю только за Псковскую таможню. Мы работаем в рамках закона. Все остальное мне не интересно, — резюмировала Лосева.
Отсутствие диалога между бизнесом и таможней — главная проблема, о которой говорилось на совещании. Из-за этого страдает и бизнес, и, как следствие, социально незащищенные слои населения. На сегодняшний день в сложившихся условиях несколько таможенно-логистических терминалов на пути к банкротству. А это значит, что не только инвесторы потеряют вложенные в проекты средства, но и более 150 жителей Псковской области потеряют работу, и 150 семей останутся без средств к существованию.
Однако, судя по ответам в стиле «Нам это не надо», для руководителей таможни больше волнуют не все эти озвученные проблемы, а вопрос досудебного урегулирования споров с участниками ВЭД.
— Вы нарушаете, мы нарушаем, все нарушают, — обратилась к представителям бизнеса Лосева. — Давайте как-то взаимодействовать с вами в вопросах досудебного урегулирования споров. Если вы заметили нарушение на таможенному посту, не надо сразу в суд бежать, обратитесь к нам, в Псковскую таможню. Если в нашей работе вас что-то не устраивает, лучше обратитесь в северо-западное управление, чем в суд. Мы можем все решать на местах, не прибегая к помощи судебной системы.
Правда, учитывая жалобы на затягивание рассмотрений обычных текущих вопросов, можно представить, сколько времени представители таможни в Пскове реагируют на жалобы…
КОМПЕТЕНТНО ВНЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Мария Лосева: «То, что участники ВЭД теряют бизнес, обсуждать не в моей компетенции…»
После совещания Мария Лосева ответила на вопросы NEWS-R
— Псковская таможня – самая крупная в Северо-Западном регионе, а по объемам таможенного декларирования и по перечислениям в федеральный бюджет на третьем месте. С чем это связано?
— Мы пограничная таможня, у нас крупные МАППы. Псковская таможня – уникальный таможенный орган, потому что мы граничим с государствами-членами ЕС (Эстония, Латвия), а также с Белоруссией, плюс мы являемся крупным пограничным таможенным органом, плюс у нас внутреннее декларирование присутствует. Поэтому штат у нас большой, но и постов у нас очень много.
— Какая работа проводится для привлечения увеличения потока импортеров?
— Проводим рабочие встречи, на них разъясняем аспекты и проблемные вопросы. Что мы можем предложить? Упрощение и ускорение сроков таможенных операций. Для этого есть перспективные таможенные технологии, которые доводятся федеральной таможенной службой, они реализуются. Псковская таможня организует рабочие встречи с участниками ВЭД, выезжает на рабочие посты, где мы тоже проводим встречи с руководителями постов, чтобы они у себя тоже налаживали работу таким образом, чтобы не затягивать никаких сроков. Потому что там может быть привлекательна тогда, когда у нее все быстро, четко и в соответствии с законом…
— Однако многие жалуются на то, что по таможенному оформлению проще заходить через центр, а не через регионы. В регионах тяжело, учитывая сложные административные барьеры и высокие проходные цены. Совсем недавно об этом говорили на Всемирной неделе предпринимательства в Санкт-Петербурге участники ВЭД и представители импортеров.
— Что значит им дорого? Это вопросы не к нам. Это к владельцам складов вопросы – сколько стоят складские услуги, погрузка, разгрузка, хранение товара на складе. Эти расценки устанавливают владельцы складов, это вопросы бизнеса. Во всех там органах электронное декларирование.
— Импортеры жалуются на административные барьеры, бюрократическую систему и затягивание. Сравнивают центральные таможенные органы и региональные…
— Предоставьте статистику, без цифр я не могу давать пояснения. Участники ВЭД часто рассказывают – мы поехали на такую-то таможню, там нас быстро оформили. Но я не отвечаю за действия иного таможенного органа. Мне не нужно и не интересно, что происходит у других. Может быть и быстро оформили, но потом ответственное должностное лицо проверили, уволили или объявили выговор, потому что он нарушил закон.
— Если разово, то я с вами согласна. Но это происходит системно, это постоянная проблема в регионах.
— Я не компетентна в этом вопросе, вам нужно разговаривать с начальником таможни.Но могу сказать, что участники ВЭД зачастую действуют в собственных интересах. Они много умалчивают.
— Работает ли в псковской таможне принцип частно-государственного партнерства, если да, то как?
— Таможня должна работать быстро, качественно и слаженно. На это направлена вся наша работа. Мы готовы к диалогу с участниками ВЭД – мы проводим встречи, рассказываем о нововведениях, даем пояснения.
— Как взаимодействует таможня и администрация региона?
— Это не ко мне.
— Сейчас участники ВЭД говорят о том, что они теряют бизнес, а с Нового года, когда будет введена программа, могут вообще остаться без него…
— Это же не псковская таможня вводит эту программу.
— Понятно, но какие-то же выходы, какие-то решения можно же принимать на местах?
— Мы занимаемся только теми вопросами, которые входят в нашу компетенцию на региональном уровне. Если мы видим, что проблематика шире, то мы пишем в вышестоящие органы. Например, в рамки Псковской таможни не входит принятие решений о сокращении каких-либо таможенных постов. Но если будет приказ федеральной таможни об этом, то мы его исполним. А то, что участники ВЭД говорят, что теряют бизнес, то даже обсуждать это не в моей компетенции.