Эксперт Елена Цветкова — о том, что изменится в новом году с запуском нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
С нового года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), над которым пять стран работали более двух лет. Он обещает стать одним из самых инновационных международных документов в таможенной сфере. Приступая к работе над кодексом, страны поставили перед собой амбициозные задачи — сблизить таможенные законы пространства ЕАЭС и дать новый импульс торговым отношениям союзников с помощью цифровых технологий.
Кодекс пронизан информационными технологиями, но главной его инновацией стало другое. В подготовке документа беспрецедентно широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ — ни на международном, ни на национальном уровне — не обсуждался так подробно с предпринимательским сообществом. Естественно, не все предложения бизнеса были приняты. Бизнес, конечно, всегда ратует за минимальное количество административных барьеров и максимальное снижение пошлин и налогов, но и у государства есть задачи по наполнению бюджета и обеспечению безопасности страны. В кодексе постарались найти баланс между интересами государства и бизнеса и учесть наработки предпринимателей, которые каждый день сталкиваются с таможенными процедурами и знают всё не понаслышке.
Красной нитью, проходящей через новый документ, стало ускорение и упрощение таможенных операций. Это, как надеются страны-участницы, приведет к облегчению торговли. Кодекс благодаря усилиям союзников имеет централизующую роль. Большая часть полномочий передается с национального на союзный уровень. Количество норм и правил, которые теперь определяются только Союзом и станут едиными для стран-участниц, по данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК), увеличилось со времени кодекса Таможенного союза со 114 до 297. Но это не значит, что странам диктуется, как регулировать эту сферу в каждой конкретной стране. По сути, кодекс устанавливает общие правила игры для стран-участниц. А инструменты, которыми эти правила и принципы будут исполняться, остаются в руках национальных органов власти, которые понимают, какие ресурсы есть в их распоряжении.