Алексей Артемьев, советник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
27 июня 2017 г.
Стенограмма выступления на международной конференции «Таможенное регулирование и администрирование в свете принятия нового Таможенного кодекса ЕАЭС 2017», организованной АСЭРГРУПП.
Постараемся выделить наиболее важные моменты по таможенной стоимости, по которым традиционно возникают вопросы или имеют место быть типичные ошибки (заблуждения).
Сфера отношений по таможенной стоимости разделяется на две большие части. Одна часть касается вопросов определения, вторая часть касается вопросов процедуры (декларирование, контроль и корректировка). Понимание, что таможенная стоимость разделяется на эти две части, очень важное, так как задаваемые вопросы носят смешанный характер. Например, вопрос формулируется об определении таможенной стоимости, но тут же из него вытекает вопрос: являются ли такие обстоятельства основанием для безусловного принятия таможенной стоимости таможенным органом. Это совсем разные моменты. Таможенную стоимость определяет декларант. Вначале он для себя должен понять, правильно или нет он ее определил. Затем таможенный орган в рамках процедур контроля будет разбираться, насколько это было сделано корректно.
Что касается определения таможенной стоимости, то необходимо обсудить систему нормативного регулирования. Здесь есть несколько заблуждений. Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза для определения таможенной стоимости ввозимых товаров отсылает нас к Соглашению от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», положение которого в рамках следующего этапа совершенствования регулирования кодифицированы в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. В первой статье Соглашения содержится ссылка на Решение Евразийской экономической комиссии по вопросам применения методов определения таможенной стоимости. Когда эту норму включали в Соглашение, мы, как эксперты Минфина, исходили из того, что вся сфера определения таможенной стоимости – это совокупность методов. Нет таможенной стоимости без методов. Поэтому, когда речь заходит о том, может ли Евразийская экономическая комиссия в рамках своих полномочий, установленных Соглашением, принять Решение, например, о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товара. Это не называется конкретным методом, но это вопрос, который вписывается в методы. Здесь могут быть разные понимания. Одно понимание – это все методы. Другое понимание – это то, что такого рода документы как, например, Положение о включении в таможенную стоимость лицензионных платежей, Евразийской экономической комиссией не может быть принято, так как у Комиссии нет полномочий. Соответственно нужно идти по пути методических рекомендаций. Я это говорю к тому, что когда этот документ готовился, то среди экспертов сторон были разные подходы в отношении того, какой статус будет иметь этот документ после его принятия. Должна ли быть это рекомендация или Решение.
Источник: alta.ru