Объединенные Арабские Эмираты занимают почетную верхнюю строчку в рейтинге таможенных служб мира, который составил швейцарский центр Мировой конкуренции международного института административного развития в Лозанне. Переход к концепции «умного правительства», инновационные технологии и даже дроны и роботы превратили таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс.
Как работает таможенная служба?
Основным руководящим органом в сфере таможенного дела в ОАЭ является Федеральное таможенное управление. В его задачи входит унификация, развитие и совершенствование таможенной политики и законодательства, а также надзор за работой таможенных отделений на местах. В каждом эмирате существуют свои таможенные службы, которые координируют работу с Федеральным таможенным управлением ОАЭ. При этом основной поток товаров – более 80% – проходит через таможню Дубая, еще около 10% приходится на Абу-Даби.
Организационная структура таможни Дубая проста и в то же время не похожа на нашу. Она содержит 5 крупных отделов. Среди привычных для нас – отдел пассажирских перевозок, отдел внутренних дел, который отвечает за соблюдение участниками ВЭД таможенного законодательства, и отдел корпоративных коммуникаций, который отвечает за работу со СМИ, а также контролирует внутренние и внешние связи таможни. Нетрадиционное для российской практики подразделение – отдел по аудиту и департамент развития. Он осуществляет координацию и внутренний аудит всех подразделений, оценивает риски и осуществляет планы по антикризисному управлению в организации. Еще одно любопытное подразделение – департамент стратегического управления и корпоративного мастерства, который проводит стратегическое планирование, внедряет корпоративные стандарты и критерии качества, отвечает за статистические данные. Кроме того, как говорится на сайте Дубайской таможни, он стремится повысить качество обслуживания клиентов.
Таможенные пошлины
Объединенные Арабские Эмираты входят в Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) наряду с Бахрейном, Кувейтом, Оманом, Катаром и Саудовской Аравией. С 2003 года страны начали создавать единое таможенное пространство. В эмиратах действует единый таможенный тариф. В большинстве случаев ставки по нему составляют 5%. Исключение – алкоголь и табак. По ним ставки пошлин достигают 50% и 100%. В рамках единого таможенного пространства действует принцип «единой точки входа». Он предполагает, что товар облагается пошлиной только один раз и в дальнейшем может свободно перемещаться по территориям других участников сотрудничества.
Некоторые товары при ввозе пошлинами не облагаются – это домашние животные, продукты питания, медицинские препараты и оборудование, печатная продукция, бриллианты и золото, серебро и платина. Однако при реализации этих грузов на территории эмиратов пошлину все-таки придется заплатить.
Декларирование
Чтобы импортировать товар в страну, юридическое лицо обязано зарегистрироваться в ОАЭ и иметь соответствующую лицензию. При этом ввозимые грузы должны соответствовать тому виду деятельности, который указан в документе. Чтобы продавать свои товары напрямую, компании нужно зарегистрироваться в форме limited liability company (LLC), однако здесь есть важный нюанс – не менее 51% такой компании должно принадлежать гражданину Эмиратов. Другой вариант – поставлять продукцию через торговых агентов, но и в данном случае агентом тоже должна быть компания, которой владеет гражданин Эмиратов.
Таможня Дубая одной из первых перешла на полностью безбумажный документооборот ещё в далёком 2008 году. Сегодня таможенные декларации подаются в электронном виде с помощью системы E-Mirsal 2. Эта система предполагает оформление деклараций через интернет в течение менее чем двух минут. В ней осуществляются и другие операции, включая сбор таможенных пошлин, управление рисками и взаимодействие с государственными органами, также Mirsal позволяет управлять декларациями и получать уведомления о перемещении грузов. Как отмечают разработчики, система полностью соответствует всем рекомендациям Всемирной таможенной организации, и в ней реализован принцип управления и контроля над всей цепочкой поставок. Посредством системы осуществляется обмен между предприятиями – участниками цепочки поставок, а клиенты с помощью цифрового сертификата могут заранее сообщить о прибытии груза в Дубай и подать все данные. Свои плюсы есть и для ведомств – с помощью системы организуется эффективный последовательный контроль и обмен информацией, а также собирается статистика торговли.
При этом в системе до 97% всех деклараций обрабатывается автоматически благодаря системе управления рисками the Risk Engine.
Данная система получила особый сертификат третьей, самой высокой степени, от Глобального инновационного института GINI. Система управления рисками в Дубае – это интеллектуальная система, которая собирает данные, выявляет потенциальные риски и позволяет перехватывать подозрительные партии товаров. Но самое главное её достоинство – это скорость работы. Она позволяет осуществлять безрисковые поставки намного быстрее – проверка такой декларации производится автоматически и всего за 10 секунд. Сроки выпуска оставшихся рисковых поставок выше. Больше половины таких грузов выпускаются в течение одного дня, а оставшиеся от 1 до 5 дней. Однако доля рисковых поставок невелика – всего лишь 3% от всего товаропотока.
Еще один предмет гордости дубайских таможенников – это так называемый Smart Workspace – электронная система, которая значительно упрощает жизнь участников ВЭД. Это многофункциональный пользовательский интерфейс, в котором есть множество шаблонов деклараций для повседневной работы и присутствует панель действий участников ВЭД. Она особенно удобна тем, кто занимается ВЭД регулярно и оформляет много похожих деклараций. В системе можно повторно использовать существующую информацию, а еще она позволяет заполнять декларацию не только с компьютера, но и со смартфона. На экране пользователя присутствуют шаблоны, проекты деклараций, часто используемые типы деклараций и декларации самых популярных клиентов компании. А самое главное в том, что данная система интегрирована в E-Mirsal 2, что еще больше упрощает работу.
Таможенные инновации
Мировому сообществу таможенные органы ОАЭ известны прежде всего тем, что они являются лидерами во внедрении всевозможных инноваций. На таможенную службу работают инженеры и ученые, изобретения регулярно становятся призёрами престижных выставок, а все документы и концепции, на основе которых базируется работа ведомства, ставят во главу угла современные технологии. Только за период с 2014 по 2016 год Дубайская таможня получила 115 престижных наград в области инноваций, в том числе 50 международных. Одна из основных целей такой политики – экономия расходов и повышение доходов без ущерба для бесперебойной торговли и пассажиропотока. И самое интересное, что им это удается. Руководство ведомства подсчитало, что за период с 2004 по 2015 год в таможенной службе было реализовано 17 771 рабочих идеи и предложения, и это дополнительно принесло в бюджет 1,07 млрд дирхам, что в пересчете на доллары составило бы по нынешнему курсу 288,9 млн долларов.
Радиоактивное сканирование
Еще в 2010 году в таможне Дубая внедрили в эксплуатацию первую в мире систему радиоактивного сканирования транспортных средств IP6500. С помощью нее проводятся досмотры, проверяются грузовой транспорт и контейнеры. Благодаря высокой проникающей способности содержимое тщательно проверяется без нанесения ущерба товарам и продуктам питания, при этом выявляются запрещенные вложения. Однако самое удивительное в этой технологии – это скорость работы. Система способна сканировать 150 грузовых машин в час, двигающихся со скоростью 8-15 км, т.е. одна машина проверяется в среднем за 24 секунды. Система работает круглосуточно семь дней в неделю. Для обслуживания каждых ворот требуется около 13 человек, которые работают, сменяя друг друга.
Интерактивные полы
Пассажирские авиаперевозки тоже не обделили вниманием. В 2016 году на неделе высоких технологий в Дубае Gitex Technology Week 2016 была представлена новая и единственная на тот момент в мире технология «интерактивный пол», которая способна максимально снизить ожидание в очереди в аэропорту. Принцип ее работы довольно прост – пассажиру для проверки багажа не нужно контактировать с инспектором. При попадании на светодиодный пол багаж сканируется специальными датчиками, а дальше при помощи светящихся стрелок ему указывается маршрут следования – в зеленый или красный коридор. В перспективе – сделать аналогичную систему и для досмотра ручной клади, что также значительно ускорит прохождение контроля.
Биометрические туннели и «умный вход»
В июне 2017 года международный аэропорт Дубая решил запустить сразу две инновационные технологии, которые упростят пропуск пассажиров при паспортном контроле. Первая технология – это так называемый «биометрический тоннель», который будет сканировать лица пассажиров при их прохождении за получением багажа при помощи технологии LIDAR. Это означает, что при прилете пассажирам не нужно будет стоят в очереди на паспортный контроль, они могут сразу отправляться за своими вещами. При этом их данные будут автоматически считываться по пути при помощи оцифрованных биометрических паспортов, содержащих данные о распознавании лиц и отпечатки пальцев.
Вторая технология называется «Умный вход» или SmartGates. Она позволяет использовать смартфоны вместо паспортов при прохождении контроля с помощью мобильного приложения Smart UAE Wallet. Ожидается, что это позволит не только сократить время, отведенное на контроль каждого пассажира на 9-12 секунд, но и обеспечить безопасность данных паспорта и других документов. В телефоне с помощью приложения будут храниться данные паспорта или другого удостоверения личности, а также данные посадочного талона.
Виртуальный помощник
Еще одно нововведение – виртуальный помощник Раммас. Это чатбот с искусственным интеллектом, который используется в работе госучреждений, и в том числе таможенных органов. Он отвечает на запросы на английском и арабском языках, а также обладает собственным интеллектом, чтобы предоставить пользователям наиболее точный ответ. Правительство страны ожидает, что сможет таким образом сократить количество посетителей госучреждений в среднем на 80%.
Об этой инновации в таможенном сервисе упомянула даже Всемирная таможенная организация. С одной стороны, виртуальный помощник может отвечать на вопросы туристов или импортеров. Но пользуются подобной системой и сами таможенники. Сотрудники могут использовать свой IPad, сфотографировать документ на иностранном языке и мгновенно увидеть его перевод на экране. Они также могут сфотографировать неизвестный документ и запустить автоматический поиск аналогичных изображений в базе знаний. Кроме того, таможенники могут запросить информацию в системе по данной партии груза, и это поможет им выбрать правильный курс действий и быстро определить, должен ли данный груз быть задержан для досмотра.
Беспилотники на службе у таможни
Еще в 2014 году Дубайская таможня, опередив своих зарубежных коллег, стала первой использовать беспилотные квадрокоптеры для наблюдения за торговыми судами в порту. Дистанционно управляемые устройства передают видеоизображение в наземный пункт, и это позволяет внимательно увидеть все, что ускользает при обычном досмотре. Руководитель отдела технического обслуживания Дубайской таможни Фалах Аль-Самма отмечал: «Если во время осмотра судна кто-то пытается скрыть или что-то выбросить за борт, мы увидим его». Сперва беспилотники стали использоваться над заливом Dubai Creek, а позже были запущены над портом Jebel Ali. Среди перспектив их применения – использование в труднодоступных приграничных районах, где не может проехать крупная техника.
Умная тележка
Для инвалидов и пожилых людей Дубайская таможня специально разработала смарт-тележку. Она скорее напоминает гольф-кар и позволяет осуществлять таможенное оформление без необходимости ожидания. В нем есть камеры, устройство распознавания лиц, несколько смарт-экранов и кресло для таможенного инспектора. Предполагается, что она упростит и ускорит все процедуры также и для тех, кто везет валюту, ювелирные изделия и другие товары, подлежащие декларированию.
Робот-таможенник
В апреле Дубайская таможня заняла почётное первое место на международном научном конкурсе в Германии. Разработчики предложили внедрить таможенного робота-инспектора, который впоследствии может заменить человека при выполнении рутинных задач. Робот выглядит как человек и оборудован технологиями осмотра, отслеживания. Он умеет распознавать язык жестов, имеет тепловой сканер и оснащен камерой слежения.
Современные технологии позволяют ОАЭ расти как мировому торговому и инвестиционному центру. За год только с таможней Дубая работают 190 тысяч компаний, которые осуществляют свою деятельность через 4 тысячи таможенных представителей. Ежегодно проходят таможеное оформление 19 млн контейнеров в портах, 17 тысяч водных судов, 190 тысяч грузовых авиалайнеров и 75 млн пассажиров. Все это было бы невозможным без инноваций, которые внедряют таможенные органы.