В рамках сессии «Транзитный потенциал России — новые решения для развивающихся рынков», прошедшей базе ПМЭФ-2017, руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин рассказал о вкладе таможни в развитие транзитного потенциала России.
«ФТС в рамках своей компетенции является активным участником интеграционных процессов, направленных на развитие транзитного потенциала страны. Хотел бы рассказать, что уже сделано, делается и будет сделано. Транзитный потенциал нашей страны определяется прежде всего тем, что у нас имеется 41 действующий железнодорожный пункт пропуска через государственную границу, 78 автомобильных и 55 морских. В 2016 году объемы таможенного транзита составили 76 млн тонн. По I кварталу этого года положительная динамика сохраняется, и объемы достигли уже 32 млн долларов. ФТС, двигаясь в ногу со временем, активно внедряет безбумажные технологии на всех этапах оформления – от пересечения границы до уплаты таможенных платежей. Это нашло отражение в комплексной программе развития ФТС до 2020 года, которую мы приняли на прошлой неделе. Основным девизом наших действий до 2020 года является простота, удобство, эффективность и безопасность.
Начиная с 2015 года впервые экспериментально, а теперь на постоянной основе мы внедрили электронные процедуры транзита. На мой взгляд, это достаточно удобно: перевозчик или его представитель в электронной форме подает в электронные системы таможенных органов транзитную декларацию и необходимые документы заверяет своей электронно-цифровой подписью. Это возможно сделать до ввоза товара в пункт пропуска. Перевозчику не нужно иметь с собой много документов, не нужно отдельно в обязательном порядке подавать предварительную информацию, ждать, пока декларацию зарегистрируют. Таможня получает возможность заранее отработать риски, ускоряет процедуру пропуска груза, и, самое главное, на мой взгляд, действия наших инспекторов становятся более оперативными и прозрачными, что снижает коррупционные риски.
На сайте ФТС в разделе «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности» создан простой и удобный бесплатный сервис, с помощью которого любое заинтересованное лицо может подать транзитную декларацию. Оформленные электронные документы впоследствии можно использовать на дальнейших этапах оформления.
Технология эта востребована у участников ВЭД, и к июню 2017 года мы довели электронное декларирование процедуры транзита до 50% от всех поданных деклараций. На мой взгляд, это неплохой результат, и мы в дальнейшем будем активно продвигаться по этому направлению.
Следующим шагом является внедрение технологии электронного транзита на всем пространстве Евразийского экономического союза, и с февраля 2017 мы активно работаем с нашими белорусскими и киргизскими коллегами по этому направлению. И в ближайшее время ждем присоединения к этому проекту казахстанских и армянских партнеров.
Я поддерживаю Олега Валентиновича (Белозерова, президента ОАО «РЖД» − прим. ред.) в том плане, что мы активно сотрудничаем с РЖД. В 2011 году была создана рабочая группа, в которую вошли представители руководства ФТС и ОАО «РЖД». Эта рабочая группа работает оперативно и эффективно и снимает многие текущие вопросы наших взаимоотношений.
Специально для железнодорожного транспорта ФТС разработала отдельную технологию, которая предусматривает полностью безбумажное взаимодействие на всех этапах оформления грузов. В настоящее время ведется разработка совместного плана по полному переводу взаимодействия ФТС и РЖД в электронный вид и исключение бумажного документооборота. Мы планируем это завершить до 2020 года. В результате проводимой системной и планомерной работы время совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска с 2014 года сократилось в 2 раза и составляет сейчас около 2 часов. В целом имеются резервы, поскольку в 2016 году среднее время для безрисковых поставок составило 1 час 39 минут, а для рисковых – 47 часов.
По поручению правительства нами совместно с РЖД и ФНС достаточно успешно проведен эксперимент по электронному подтверждению обоснованности использования нулевой ставки НДС при экспорте. Полученный опыт будет использован не только на железнодорожных перевозках, но и на других. В рамках работы по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелкового пути» ФТС активно взаимодействует с таможенными администрациями наших ближайших стран-соседей. Так, с 2016 года ФТС и Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана вместе с таможенными службами Китая и Финляндии разрабатывают четырехсторонний меморандум об информационном взаимодействии. Должен сказать, что такая потребность у бизнеса есть. Например, в 2016 году по маршрутам из Финляндии в Китай через Россию и Казахстан проследовало 11 поездов, перевозящих 880 контейнеров.
Наша задача − ускорить передвижение грузов по данному маршруту и снизить издержки бизнеса. Мы предложили схему, которая предусматривает предварительную передачу информации о результатах таможенного контроля в исходной точке, на основании этой информации повторный таможенный контроль на территории России, Казахстана и Китая проводиться уже не будет.
При этом мы предлагаем оформлять одну железнодорожную накладную на весь железнодорожный состав, а не на каждый контейнер, вагон или платформу в отдельности. Эти меры дадут существенное сокращение сроков доставки товаров, и расходы бизнеса, по предварительным оценкам, сократятся на 1/3».